Можно ли лечиться экономно: оригинальные лекарства, аналоги и дженерики

Можно ли лечиться экономно: оригинальные лекарства, аналоги и дженерики

Появлению в продаже нового препарата всегда предшествует большая работа. Как правило, ученые, нанятые одной из крупных фармацевтических фирм, изучают влияние на человеческий организм ранее не применявшейся комбинации известных веществ (очень редко – с включением совершенно нового, недавно синтезированного вещества). Чтобы получить разрешение на промышленный выпуск лекарства, его необходимо некоторое время тестировать в лаборатории на животных, а затем провести полноценные клинические исследования на людях. Только после получения достоверных оценок эффективности и безопасности препарата на него может быть оформлен патент. Затем фирма организует рекламную кампанию, чтобы привлечь к незнакомому средству внимание врачей и пациентов. Весь процесс занимает несколько лет и стоит немалых денег. В результате на рынок выходит новое лекарство, а расходы на его изучение, патентование и рекламирование неизбежно включаются в его стоимость. Запатентовав состав и торговое название лекарства, фирма получает право единолично выпускать его в течение срока патентной защиты.

Для разных стран срок различается, например, в России он составляет от 10 до 25 лет, а в США – 12 лет. Все это время компания-изобретатель получает прибыль от продаж препарата. Разумеется, и другие фирмы не прочь поучаствовать в производстве новинки, но до истечения срока патентной защиты легально это сделать невозможно. Причем, если лекарство действительно эффективно, в его расширенном выпуске заинтересованы и потребители. И очень желательно снижение стоимости препарата, чтобы он стал доступным для пациентов, имеющих невысокий достаток. Все эти причины приводят к появлению на рынке дженериков – копий оригинальных лекарств, выпущенных с разрешения фирмы-изобретателя или по истечении срока патентной защиты. Как правило, они производятся либо под другими названиями (патентование исключительно названия влечет гораздо меньше расходов, чем регистрация исходного средства), либо под международным непатентованным наименованием, в роли которого выступает название основного действующего вещества препарата. Дженерик обычно стоит дешевле, чем оригинальное лекарственное средство.

Изготовители добиваются этого тремя способами: Размещают производство в странах, где имеется большое количество дешевой рабочей силы. Нужно отметить, что и сами фирмы, владеющие патентами, нередко поступают так, стремясь уменьшить стоимость своего препарата. Используют более дешевое сырье для производства веществ, оказывающих терапевтический эффект. Это может сильно снизить стоимость лекарства, но далеко не всегда позволяет сохранить на должном уровне его качество. Заменяют вспомогательные вещества, входящие в состав препарата, на более дешевые. Хотя основные действующие вещества остаются теми же, такие дженерики могут быть менее полезными, чем оригинальные средства, и давать больше побочных эффектов. Иногда недобросовестные производители начинают выпускать «аналоги» востребованных лекарств, не дожидаясь сроков окончания патентов. Это действие само по себе нарушает закона, и неудивительно, что в подобных случаях о реальной идентичности с оригиналом никто особенно не заботится. Прием препаратов-подделок может иметь непредсказуемые последствия.

Прежде чем решить для себя этот вопрос, следует понять, что дженерики редко являются полными аналогами исходных препаратов. Чтобы два лекарства, выпущенные разными производителями, считались идентичными, сходства их химического состава недостаточно. Аналоги должны быть одинаковы биологически и терапевтически, то есть ничем не отличаться друг от друга ни по специфике усвоения организмом, ни по способу воздействия. Причем идентичность необходимо доказывать результатами обширных клинических исследований. Ясно, что фирма, производящая дженерик, никогда не пойдет на такие расходы – это сильно повысило бы стоимость ее продукции и лишило бы возможности конкурировать с оригиналом. Максимально приближены к оригинальным средствам дженерики, которые изготавливаются по лицензии фирм-изобретателей и под их непосредственным контролем. В таких случаях качество тщательно отслеживается: крупные фармацевтические компании не желают бросать тень на свою репутацию.

Дженерик, произведенный сторонней фармацевтической компанией, обычно содержит то же действующее вещество, что и оригинальное лекарство. Если он изготовлен без нарушения технологии, потребитель может рассчитывать на аналогичный терапевтический эффект. Учитывая заметную разницу в цене, на небольшие различия в составе вспомогательных веществ иногда стоит закрыть глаза (разумеется, если различия не становятся причиной тяжелых побочных действий). Именно поэтому ВОЗ поддерживает идею производства дешевых аналогов дорогих брендовых лекарств. Рекомендации этой организации уже помогли миллионам малообеспеченных пациентов в разных странах мира получить доступ к современным средствам, облегчающим течение тяжелых болезней и повышающим качество жизни. Каждый человек самостоятельно решает, переплачивать ли за бренд, если есть возможность принимать более дешевое, но не менее эффективное лекарство с теми же действующими компонентами. Стоит помнить и о том, что положительный ответ на этот вопрос ни в коей мере не исключает необходимость выбирать качественный дженерик (тем более что почти для каждого оригинального средства их несколько). Разумный подход к лечению предполагает следование рекомендациям специалистов и трезвую оценку своих возможностей и потребностей.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: